Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мурманстройку (1916 год) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2024. - № 2 (18). - С. 30-43.

История повседневности Научная статья УДК 930.253(98) https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-30-43 ИЗ ХАРБИНА В АРХАНГЕЛЬСК: ТРАНСПОРТИРОВКА КИТАЙЦЕВ НА МУРМАНСТРОЙКУ (1916 ГОД) Кольский научный центр Российской академии наук Апатиты, Россия, zmeyeva@rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-3909-1582 Аннотация. Цель исследования - показать возможности одной железнодорожной управленче­ ской структуры в организации беспересадочной перевозки значительных партий китайских рабо­ чих из Маньчжурии в Архангельскую губернию Российской империи в обстоятельствах военного времени. Рост числа трудовых мигрантов на территориях российско-китайского пограничья в начале ХХ в. происходил в ситуации господства этнических стереотипов, распространенных среди российского населения и властей дальневосточного фронтира. Образ китайского гражданина как «чужого» препятствовал расширению межэтнических взаимодействий. Неустойчивость российской миграционной политики на Дальнем Востоке и в Сибири, негативное отношение населения к при­ влечению дешевого труда мигрантов из Китая, стремительное изменение этнической и социально­ демографической ситуаций в стране с началом Первой мировой войны явились ключевыми факто­ рами трансформации системы представлений о мигрантах-китайцах. Статья опирается на документальные источники, сохранившиеся в Национальном архиве Рес­ публики Карелия, в которых представлены сведения о найме и организации перевозки граждан Китая на Север Европейской территории России весной-летом 1916 г. Анализ документов, выпол­ ненный в рамках исторической антропологии, показал, что процесс вербовки, комплектования, пе­ ревозки и доставки крупных партий мигрантов на места работ был строго запланирован и органи­ зован. Впервые показано, какие способы использовала железнодорожная администрация для организации групп рабочих, для обеспечения взаимодействия китайских граждан с сопровождав­ шими их лицами, для решения проблем длительной транспортировки крупных партий трудовых мигрантов. Выявлены практики установления языкового контакта с китайскими рабочими. Госу­ дарственные структуры были нацелены на решение бытовых проблем этнической группы. Показа­ но, что сформированная система управляемой трудовой миграции оказала влияние на неформаль­ ную дифференциацию мигрантов-китайцев. Разграничивались мигранты, полезные для государства, и те, которые наносили вред стране. Организованные группы трудовых мигрантов, участвовавшие в промышленных, строительных и других масштабных работах, воспринимались в качестве полезных этнических сообществ. Ключевые слова: китаец, трудовой мигрант, Мурманская железная дорога, 1916 год, этническая стереотипия, взаимодействие, организация найма, перевозка рабочих. Благодарности: статья выполнена при поддержке федерального бюджета по теме государ­ ственного задания Центра гуманитарных проблем Баренц региона Кольского научного центра Рос­ сийской академии наук № FMEZ-2024-0002 Для цитирования: Змеева О. В. Из Харбина в Архангельск: транспортировка китайцев на Мур- манстройку (1916 год) / / Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 30-43. https://doi.org/10.22405/2712-8407-2024-2-30-43 Сведения об авторе: О. В. Змеева - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Цен­ тра гуманитарных проблем Баренц региона Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук», 184209, Россия, Мурманская область, г. Апатиты, мкр. Академгородок, д. 40А. © Змеева О. В., 2024 | 30 Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. 2024. Вып. 2 (18). С. 30-43. Tula Scientific Bulletin. History. Linguistics. 2024. Issue 2 (18). P. 30-43. Ольга Васильевна Змеева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz